За 2020 год надзорными мероприятиями охвачено 28 субъектов хозяйствования, имеющих 80 объектов, в т.ч. – 66 торговых объектов, 2 рынка, 9 объектов общественного питания (в т.ч. 5 сезонных столовых), 1 объект придорожного сервиса, 2 торговых объекта на рынке, 2 объекта пищевой промышленности.
Основная цель мониторингов объектов, проводимых в 2020 году – это оперативная оценка фактического состояния объектов и условий деятельности субъектов на предмет соответствия требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения: содержание территорий, помещений, оборудования объектов; соблюдение личной гигиены работниками; соблюдение условий производства, хранения и сроков годности пищевой продукции; наличие документов о качестве и безопасности товаров, маркировки, соответствующей требованиям. В том числе в 2020 году большое внимание уделялось обследованию объектов по соблюдению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику коронавирусной инфекции.
Всего посещено в результате мониторингов, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, контрольных мероприятий, обследований – 270 объектов (в т.ч. 216 торговых объектов, 8 рынков, 22 объекта общественного питания, 6 объектов придорожного сервиса, 14 торговых объекта на рынках, 4 объекта пищевой промышленности). Контрольные мероприятия проведены на 57 объектах.
На 73,3 % объектах (что составляет 198 объектов из 270), посещенных в этом году, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, из них 28 объектов, на которых повторно выявлены нарушения. Следует отметить, что основная масса нарушений выявлена в производственных помещениях, торговых залах объектов. Значимая доля нарушений приходится на несоблюдение санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику COVID-19.
Необходимо выделить наиболее эпид. значимые нарушения, выявляемые в 2020 году:
— реализация продукции с истекшим сроком годности (34 случая – 123,225 кг);
— реализация пищевой продукции без документов, обеспечивающих ее прослеживаемость и подтверждающих качество и безопасность (8 случаев – 10,737 кг);
— обращение пищевой продукции с признаками недоброкачественности (5 случаев – 14,623 кг);
— обращение пищевой продукции без наличия маркировки или с неполной маркировкой, наносимой в соответствии с требованиями Технических регламентов таможенного союза (18 случаев – 26,65 кг);
— нарушение температурного режима при хранении и реализации пищевой продукции (13 случаев);
— нарушение условий хранения и реализации пищевой продукции, обеспечивающих предотвращение ее порчи и защиту от загрязняющих веществ (23 случая);
— неудовлетворительное санитарное состояние помещений (13 случаев);
— неудовлетворительное санитарное состояние торгового, технологического, холодильного оборудования (21 случай);
— использование оборудования, емкостей, тары, инвентаря, посуды с поврежденным покрытием, отбитыми краями, деформированных и др. повреждениями (35 случаев);
— нарушения санитарных норм и правил при сборе и утилизации пищевых отходов (2 случая).
Всего запрещено к реализации 224,873 кг пищевой продукции.
За выявленные нарушения к административной ответственности привлечено: 7 юридических лиц (2781,0 руб.), 31 виновное физическое лицо на общую сумму 2646,0 руб.
Для предупреждения правонарушений в 2020 году применялись следующие меры:
— выдано 29 санитарно-гигиенических заключений на оказание услуг по транспортировке пищевой продукции, 3 – на производство пищевой продукции для объектов общественного питания;
— проведено 2 обучающих семинара с общим количеством присутствующих – 42 человека;
— проведены гигиенические обучения для 173 человек;
— проведено 14 совместных мониторингов с руководителями субъектов хозяйствования;
— принимались участия в работе межведомственных групп – 4 (20 объектов обследовано);
— принимались участия в заседаниях райисполкомов – 9;
— принято 3 участия в производственных совещаниях субъектов хозяйствования и 3 заседания в советах предпринимательства;
— проведено 4 дистанционных и 8 практических консультирований;
Для профилактики правонарушений санитарно-эпидемиологического законодательства проведены мероприятия:
— выдано предписаний/рекомендаций об устранении нарушений – 1/125;
— вынесено 60 предписаний (требований) о приостановлении (запрете) реализации товаров;
— вынесено 11 предписаний о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации работ, услуг;
— направлено 7 предложений о приостановлении деятельности;
— направлено 24 информации в органы исполнительной власти;
— проведено 219 бесед о необходимости соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т.ч. проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий; разъяснение Общих сан.-эпид. требований;
— направлено 160 информаций субъектам хозяйствования, в т.ч. 20 о типичных нарушениях;
— направлено 15 статей в СМИ, 10 из них опубликовано;
— количество выступлений на радио – 25;
— на сайте ЦГЭ размещено 43 статьи;
— распространены среди субъектов хозяйствования листовки, памятки, плакаты – 83 шт.
С целью выявления некачественной и небезопасной пищевой продукции, в т.ч. импортного производства, поставляемой на внутренний рынок, было проведено 8 мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Всего отобрано 45 проб (образцов) пищевой продукции (в т.ч. 19 импортного производства): 35 по микробиологическим показателям (15 импортного производства), 3 по физико-химическим показателям (1 импортного производства), 7 по санитарно-химическим показателям (3 импортного производства). Из них не соответствовало требованиям нормативных правовых актов 3 пробы (2 по микробиологическим показателям, 1 по органолептическим показателям). По результатам проведенных надзорных мероприятий вынесено 3 предписания (требования) о запрете реализации товаров, об изъятии из обращения пищевой продукции, общим весом 7,151 кг. К административной ответственности привлечено 1 должностное лицо на сумму 27,0 руб. за реализацию некачественной пищевой продукции по результатам лабораторных исследований.
Помощник врача-гигиениста И.А. Белуга