Впервые всемирный День защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 г. – через два десятилетия после речи президента США Джона Ф.Кенеди. В своей речи он провозгласил четыре основных права потребителя: на информацию, на выбор, на безопасность и право быть услышанным. Позднее к ним были добавлены еще четыре права: на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду и право на возмещение ущерба. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З № «О защите прав потребителей», любой потребитель имеет право на:
− просвещение в области защиты прав потребителей;
− информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
− свободный выбор товаров (работ, услуг);
− надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
− возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
− государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
− общественную защиту своих прав;
− создание общественных объединений потребителей.
В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Данная тема призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Каждый человек, живущий на планете, строго индивидуален. Но есть моменты, которые объединяют потребителей. Приобретая товары и услуги, которые необходимы для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем.
Конечно, само по себе потребление не должно стать самоцелью, но очевидно и то, что долгую, здоровую и счастливую жизнь имеет больше шансов прожить тот, чье потребление более рационально и доставляет ему большее удовольствие. Что же для этого требуется? Чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости.
В несправедливых ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране и был принят Закон «О защите прав потребителей
Грамотный потребитель – это стимул для субъекта бизнеса выпуска качественного товара и индикатор, который определяет уровень жизни населения страны в целом. Чаще всего граждане сталкиваются с проблемами при покупке товаров в розничной торговле, где продавцы придумывают самые различные уловки, чтобы не остаться внакладе. К примеру, организуют распродажи или уценку и вешают на кассе табличку, что купленный по акции товар «возврату и обмену не подлежит». Такие действия предпринимателей являются незаконными. Нужно помнить, что потребитель имеет право на качество. Такая норма прописана в законе. Это значит, что товар должен быть безопасным, на нём должна быть указана информация, где, когда, кем был произведён товар. Покупатель имеет право на возврат или замену, право на возмещение ущерба. Причём законодательством чётко указано, что все эти нормы распространяются на любой товар, независимо от того, куплен ли он просто в магазине или на распродаже, или даже по какой-то причине был уценён.
Материал подготовил помощник врача-эпидемиолога Свислочского районного ЦГЭ Валерия Семенчук.