Защита прав потребителей в эпоху умных технологий

Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта. 

Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“.

  По мере глобального развития электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» недобросовестные участники рынка умело эксплуатируют правовую неграмотность потребителей в целях получения максимальной выгоды, что причиняет ущерб экономическим интересам не только самих потребителей, но и добросовестных субъектов хозяйствования.

Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель должен знать следующее: 

  1. продавец на сайте Интернет — магазина должен довести до сведения

потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию: 

— наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию); 

— режим работы магазина; 

— дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь; 

— о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина); 

— о товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание;

— установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара); цена товара; 

— наличие товара в продаже; 

— срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара;

2. в интернет-магазинах в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

3. при доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца. 

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца; 

4. при приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь ”О защите прав потребителей“.

Помощник врача-гигиениста И.А. Белуга

591 views