Прежде всего — не навреди». Так звучит старейший принцип медицинской этики. Именно это изречение в XXI веке стало фундаментом для создания и проведения Всемирного дня безопасности пациентов.
Всемирный день безопасности пациентов 2023 г. будет отмечаться 17 сентября. Его основная тема — «Повышение роли пациентов в безопасном оказании медицинской помощи».
Вовлечение пациентов и членов их семей является одной из основных стратегий по снижению риска осложнений и повышению безопасности в процессе медицинского обслуживания. При этом очень важно, чтобы пациенты становились активными партнерами медицинских специалистов при оказании им необходимой помощи.
Отношения между врачом и пациентом являются центральной частью здравоохранения и медицинской практики. Они должны строиться на доверии, уважении, общении и взаимопонимании, что позволяет обеспечить высокое качество медицинского обслуживания пациента и оптимальное функционирование врача. При этом доверительный аспект этих отношений должен быть взаимным: врач доверяет пациенту ту информацию, которая может иметь отношение к данному случаю, а пациент, в свою очередь, доверяет ему некоторые подробности своей жизни, понимая, что врач обязан уважать его частную жизнь и не разглашать эту информацию третьим лицам.
Культура безопасности пациента.
Для повышения уровня здоровья и эффективности лечебно-диагностических процедур, профилактики осложнений разработаны рекомендации для населения, так как каждый из нас является потенциальным пациентом.
- Помните, что основа вашего здоровья и благополучия – это профилактика заболеваний, которая включает в себя целый спектр мероприятий: отказ от курения и злоупотребления алкоголем, поддержание нормального веса, правильное питание, двигательная активность, укрепление иммунной системы, соблюдение правил гигиены.
- Старайтесь своевременно обращаться за медицинской помощью, чтобы не упустить время и не перевести проблему в хроническую.
- При посещении врача давайте полную и точную информацию о своем здоровье и о возникших проблемах – это важно для постановки правильного диагноза.
- Не стесняйтесь задавать вопросы, если вы пациент или родственник/законный представитель, чтобы получить больше информации о заболевании, ее причинах и течении, о профилактике осложнений и правильной тактике при возникающих проблемах.
- Информируйте медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья или здоровья подопечного при получении медицинской помощи.
- Ведите себя вежливо и тактично.
Давайте объединим усилия для повышения своей безопасности при получении и оказании необходимой медицинской помощи!
Материал подготовил помощник врача-эпидемиолога, инструктор-валеолог Свислочского районного ЦГЭ Валерия Семенчук.